Репутационные риски в условиях кризиса

К моему большому сожалению, кризисные явления в российской экономике в первую очередь ударили по среднему и малому бизнесу. Многие небольшие предприятия, имевшие лет 10 назад хороший стартап и все эти годы, работавшие над созданием своей репутации и постоянной клиентской базы, в одночасье перечеркивают все достигнутое. В первую очередь, это связано с возникающими финансовыми затруднениями и ростом кредиторской задолженности, точнее ее невыплатой. Конечно же, эти негативные процессы не всегда зависят от руководителя или владельца бизнеса. 

В силу своей деятельности мне приходится регулярно общаться как с должниками, так и их кредиторами. Поэтому могу смело констатировать следующий факт: за последние 1,5-2 года значительно увеличилась категория предпринимателей, чье финансовое положение еще несколько лет назад было достаточно стабильным, а репутация – кристальной. Но начались кризисные процессы, и предприниматели данной категории оказались в определенной долговой яме. Вместо того, чтобы остановиться, пересмотреть правильность ведения бизнеса и, возможно, приостановить свою предпринимательскую деятельность, рассчитавшись с кредиторами, эти предприниматели только наращивают свои обороты за счет новых кредиторов, задолженность растет как «снежный ком».   

В разговорах с такими людьми я всегда их спрашиваю: «А как же репутация?». На что получаю поразительный по своей наивности ответ: «А я эту компанию «солью», открою через некоторое время другую, поменяю бренд, штат, вывеску и начну работать снова и в этой же отрасли». 
Всегда предупреждал таких людей, что при современном уровне развития информационно-аналитических баз данных, скрыть свои прошлые неблаговидные поступки (имею в виду, в первую очередь, невыплату задолженностей кредиторам) в будущем не получится. Даже если фактический владелец бизнеса зарегистрирует компанию, бренд, торговую марку на иное лицо, любой сотрудник службы безопасности выяснит все «теневое» прошлое, не выходя из кабинета. С таким отношением репутацию не восстановить никогда. Ни о каком удачном стартапе в дальнейшем речи быть не может. 

Поэтому, когда ко мне обращаются предприниматели, чьи компании находятся в предбанкротном состоянии и просят просчитать возможные сценарии развития событий и последующие риски, то на первое место для них я всегда ставлю риски репутационные.
Вот несколько принципов, которые я разъясняю таким предпринимателям:
1. Репутационные потери ставьте выше финансовых.  Финансовые потери могут быть только сегодня, репутационные потери ударят по финансам завтра.
2. Никогда не скрывайтесь от кредиторов. Спокойно объясняйте свои финансовые затруднения, постарайтесь реструктуризировать долги.
3. Если долги удалось реструктуризировать, а выплаты задолженностей отсрочить – строго придерживайтесь графика погашения долгов.
4. Проведите аудит на своем предприятии и минимизируйте непрофильные расходы. 
5. Ни в коем случае «не бросайте» проблемное юридическое лицо, переводя активы на другое – это может свести Вашу репутацию к нулю, а также привести к проблемам с правоохранительными органами.

И помните: репутация зарабатывается годами, а теряется за один день!


Директор компании «Бизмарк» Степанов Игорь Анатольевич.